17 августа 2012 г.

Преображенские истории Владыки Саввы Воскресенского

    Церковный праздник — это не просто выходной, как мы привыкли в своей светской жизни, не просто посиделки за столом. Это некая работа твоей души, твоего сердца. И без этого делания праздник вряд ли возможен. Церковный праздник — вечный символ не прошлого, но всегда живой и действенной силы Божией, нашей жизни во Христе.
    Праздник в Церкви — это всегда встреча человека и Бога, это перелистывание страниц вечного Бытия, которое придумано не нами, это вечная сверка поступков, мыслей, помыслов. Если этого нет, то праздник — дело пустое. Он превращается в обыденность. А праздники в Церкви — из года в год, из века в век. И, самое главное, одни и те же. Многие даже говорят: «У вас, у православных, так много праздников!» А то, что праздник — самая главная работа, они не понимают.    Август… приближается престольный праздник древнейшей обители Первопрестольной. Для главного собора Новоспасского монастыря таким праздником является Преображение Господне. Это праздник и собора, и всего монастыря, и всей братии, и всех прихожан.
    Свои Преображенские истории рассказывает нам наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Воскресенский Савва.

    — Во-первых, скажу, что праздник Преображения сопровождает меня на протяжении всей жизни, поскольку с детства меня окружали только храмы Преображения Господня. Первый храм, где я начинал свое пономарство, был Преображения Господня. Второй — по месту моего жительства — был Преображения Господня. И храм, где помогал, стоящий на том берегу реки, которую я переезжал, был Преображения Господня.
    И в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова во время моего наместничества мне довелось поучаствовать в восстановлении древнего храма, называемого Спас-на-песках. И там после восстановления совершить первую Литургию. И здесь, в Новоспасском, я вижу Преображенский храм. Наверное, Господь хочет напомнить мне, что я должен преобразить свою душу, привести в соответствующий вид, исполнить свое назначение.
    Во-вторых, я помню эти престольные дни, к которым я всегда тщательно готовился с детства. На мне лежала святая обязанность следить за порядком в алтаре. Я начинал за две недели до праздника в алтаре все чистить и прибирать. Призывал на помощь всех своих дедушек и бабушек, которые были у нас прихожанами. Все приходили чистить семисвечник, подсвечники. Так что, в основном, руководителем генеральной уборки в этих храмах всегда выступал я.
    И, конечно же, для меня Преображение Господне — это всегда запах яблок. Я понял даже, что каждый праздник имеет свой запах: Пасха — особенный запах куличей, пасок, ванили; Троица — запах свежей, сочной травы; Преображение Господне — это такой умиротворяющий яблочный запах.
    - Как Вы проведете престольный праздник в этой обители?
    - Я думаю, организация престольного праздника прежде всего зависит от духовного устроения самого настоятеля. Мне кажется, что нужно максимально приблизиться к смыслу самого торжества и к этому подвигнуть весь народ Божий.
    Если мы говорим о Преображении Господнем, то, прежде всего, нужно сделать храм таким, чтоб он олицетворял собой, может быть, Фаворскую гору. И в нем было бы находиться так приятно, как было приятно находиться святым апостолам на Фаворе; чтобы там было красиво, тепло, уютно, чтоб пел добротный хор, было бы молитвенно, душа поднималась бы ввысь.
    Но и после самой службы, освятив яблоки, я хотел бы поделиться со всеми этой радостью, подарив каждому по яблоку. Преображение — в Новоспасской обители не только престольный праздник храма, но и всего монастыря. И всегда, на протяжении 20 лет, это был особенный праздник. Как мне рассказывали прихожане, в предшествующие годы здесь всегда было как-то по-особому тепло, раздавались яблоки, конфеты, чай; люди чувствовали какую-то семейную обстановку.
    И, конечно же, в день Преображения Господня хотелось бы не нарушать сложившихся традиций престольного праздника. Хотелось бы, чтобы все прихожане, которые уже 20 лет ходят молиться в Новоспасский монастырь (они называют себя ветеранами), пришли бы на праздник и поддержать нового наместника…
    В этот день здесь будет служить митрополит Ювеналий, Крутицкий и Коломенский, можно сказать, по кафедре наш сосед. Согласно истории и обычаю, Крутицкие архиереи всегда жили на Крутицком подворье. Бог даст, свидимся 19 августа и почтим этот престольный день обители — Преображение Господне — Божественной литургией, которую возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Приглашаю всех помолиться, а дальше — на угощение!
    — Вы говорите о семейной обстановке. А как она создается? Возможна ли она в конгломерате многочисленных и неизвестных, незнакомых друг другу людей?
    — Конечно, сердечная обстановка должна присутствовать не только на богослужении. Но здесь, наверное, особой торжественностью наполнена семейная обстановка. Ведь празднование дня рождения в любой семье — это для каждого члена семьи особая радость. А, зачастую, только в такие дни родственники и собираются.
    Ведь вы поймите, человек в сегодняшнем мире очень одинок… Ему некуда податься — и понять, и выслушать его могут только в храме. Это надо ценить. И эта семейная обстановка создается каждым насельником монастыря, каждым прихожанином.
    И надо не со стороны смотреть: «Как здесь у вас?», а: «Какой я? Что сделал я? Как я отношусь к людям? Хватает ли мне внимания, терпения и любви? Могу ли я с кем-то поделиться? Возлюбить ближнего, как самого себя?» В этом и есть семейственность, на мой взгляд.
    День рождения у каждого человека — особый день. Особый он и для всей нашей обители. Господь празднует свой праздничный день. А разве Он — не самый Родной и Близкий для нас?
    Что касается меня, то мне не удается так часто бывать в семейной обстановке монастыря, потому что я, наверное, похож на отца, постоянно находящегося в командировке. Постоянные служения вне стен обители подвигают меня к тому, что я должен дарить радость служения приходским «семьям» вверенных мне благочиний и викариатств.
    Бываешь у них раз в году, но и там чувствуется тепло отношения тех людей, к которым я приезжаю на приход. Над семейной обстановкой надо работать, она создается годами. Мне хочется надеяться, что за эти двадцать лет она сложилась. Но человеку всегда хочется большего. Поэтому нельзя останавливаться…
    — А есть ли в Вашей жизни истории, связанные непосредственно с праздником Преображения Господня?
    — Преображенская история моей жизни… Есть, наверное… Я никогда не забуду тот день Преображения Господня, когда мне впервые дали стихарь. И был он не белого, а голубого цвета. И это был единственный стихарь в нашем алтаре, но я его так берег, хранил, о нем заботился, что когда передавал другому пономарю, тот удивился, что этому стихарю уже восемь лет, а выглядит он так хорошо, как будто только что его купили.
    И, естественно, мне навсегда запомнился первый крестный ход в праздник Преображения Господня, который мне благословили организовывать. Запомнился тем, что мы с нашими прихожанами начистили запрестольный крест и икону так, что они на солнце действительно так горели, как будто излучали нетварный Фаворский свет. И все прихожане обратили на это внимание.
    Но немного было и разочарования… Нетварный свет «облистал» апостолов на Фаворе в течение какого-то небольшого времени. И на том крестном ходу, когда батюшка стал кропить народ Божий, он так забрызгал крест и запрестольную икону, что весь этот свет и закончился.
    — На одном православном сайте однажды было заявлено: «Православие — религия Преображения». Вы согласны с этим утверждением?
    Если говорить об этом девизе, что Православие — религия Преображения, то я считаю, что это действительно верное утверждение. Благодаря этому празднику произошло учение о нетварном Фаворском свете. Учение о благодати. Как известно, благодать Божия посещает кроткое и смиренное сердце.
    Если растолковать это утверждение, то православие — это религия смирения, поскольку через смиренное и кроткое сердце Господь дает и благодать Божию, этот нетварный Фаворский свет. И без благодати Божией невозможно спасение. Это та сила, которой мы движемся, как сказано в народе: «Без Бога не до порога». И в Священном писании говорится, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
    — Всегда день престольного праздника — это рубеж, подведение итогов. Вы уже год являетесь наместником в Новоспасском. Вы — один из самых молодых наместников этой древней обители. Что за год Вашего наместничества Вас радовало, а что особо огорчало? И может быть, перспективы на будущее…
    Конечно, меня печалит, что в этом году Святейший Патриарх не посетит нашу обитель в этот день. Для меня и для всей нашей братии монастыря сослужение Святейшему Патриарху, Предстоятелю Церкви, настоятелю нашей святой обители, является большой честью и радостью. Нам хотелось бы, конечно, помолиться в день праздника со своим отцом, но Господь судил иначе — это воля Божия.
    Что меня радует? За этот год успели сделать центральный купол Преображенского собора. Предыдущий купол меня просто вводил в уныние. И я понял, что если сделаю купол, то монастырь, хотя бы внешне, немного преобразится. И монастырь издалека стал по-другому смотреться. Он как-то по-особому стал светиться.
    Мне радостно то, что я успел совершить несколько монашеских, иноческих постригов. Некоторые сподобились быть постриженными в схиму, что для меня является особой радостью. Мне радостно то, что в этом году Патриарх удостоил наград наших священнослужителей, насельников. Я считаю, что Патриарх с особенным вниманием относится к нашему монастырю.
Мне радостно, что наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос о реставрации монастыря, его замечательного архитектурного ансамбля. У нас появился Попечительский совет, который возглавляет Святейший Патриарх.
    Недовольство же собой, некоторыми моментами хозяйственной деятельности (меня беспокоит состояние наших монастырских стен, башен, хозяйственного двора, хотелось бы все это привести в порядок) они всегда будут, потому что, пока мы живем, что-то делаем, мы всегда видим свои недостатки. Если бы мы видели только свои достоинства, то мы бы находились в какой-то прелести, гордости. Читая жития, мы видим, что любой подвижник всегда недоволен собой, хоть даже в конце своей жизни удостаивается венца святого человека.
Информация взята с Православие и Мир