17 марта 2011 г.

Святой Патрик - странник и апостол Ирландии

   Вот уже несколько лет подряд в России отмечают память Святителя Патрика Ирланского. К сожалению, не все празднуют его благочестиво, ссылаясь на множество противоречивых сведений. Многие, не находя его имени в святцах Русской Православной Церкви, считают этого святого католическим, хотя он жил еще до разделения Церквей. Так кто же он? Почему же так почитаем ирландцами и православными европейцами? Попробуем глубже узнать житие этого подвижника.
   Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году на севере Англии в семье знатного британца кельтского происхождения Кальпурния, который совмещал служение диакона и должность гороского чиновника на римской службе. Британия до 410 г., когда оттуда были выведены римские легионы, являлась одной из провинций Римской Империи. Мать его носила имя Концесса; она была близкой родственницей святителя Мартина Турского. Священником был и дед Патрика - Потит. Собственно, новорожденного мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали ему латинское - Магон. Шестнадцати лет будущий святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение, убили его отца а сестры пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, что бы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. 
   В рабстве Магон пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он укреплялся в вере, научился молится, возрастав любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его молитвам, исполненным веры, Бог часто творил чудеса.
   В сонном видении Патрику открылся путь к свободе; таинственный голос возвестил ему, что для него готов уже корабль на побережье, и одно этого становится довольно юноше, чтобы немедля встать и пойти. Он и сам не знал, куда именно. Не имея никаких средств и ни малейшей защиты в чужой стране, где беглому рабу, в случае его поимки оставалась только казнь, Патрик, водомый Божиим Промыслом, направляется в сторону моря, пешком проходя не одну сотню миль... Там, куда он пришел, стояло готовое к отплытию судно. Взять его на корабль капитан категорически отказывался - к Патрика не было при себе ни единой монетки. Но горячие молитвы юноши были услышаны, и он, согласный на любой корабельный труд, покидает берега Ирландии - страны, которая отпустила его всего лишь на время...
Патрик оказывается на континенте, в Галии, пройдя которую с севера на юг, он поподает на остров Лерин. Здесь в начале V века основан был знаменитый в последствии кельтский монастырь. 
   Там ему снова явился в видении некий муж по имени Виктор и повелел вернутся в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галию (нынешняя Франция), где обучался под руководством св. Германа, епископа Оксерского (который впоследствии рукоположил его в диаконы под именем Патрика). Вскоре св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и св. Патрика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Существует предание, будто однажды св. Патрик предложил св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился, и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. Во время этого путешествия св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого св. Патрика.
   Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, написанная им "Исповедь". В этом небольшом повествовании он примерно двести явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание.
   Святой знал, что должен отправится с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществится, он едет к римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, святой Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали свою жизнь Христу, становясь священниками или монахами.
   Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду. "И там Господь открыл мне созерцание моего неверия, так что я смог наконец узреть свои грехи и обратится всем сердцем своим к Господу Богу, Который призрел на мою незначительность и смиловался над юностью моей и невежеством, Который хранил меня прежде, чем я познал Его и прежде, чем я мог различать добро и зло, и защищал меня, и утешал меня, как отец своего сына" - напишет позднее святой Патрик. А тогда произошло чудо - воины вместо путешествующих клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо.
   Как раз приближался языческий праздник, и по указу верховного короля Лоэгайре было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. "Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью", - предупредили короля жрецы-друиды, - "он никогда не угаснет". По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Это был великий день в истории Ирландии. И удивительным промыслом Божьим, пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.
   Как полагают, свою "Исповедь" св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог может помочь нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, "понять желание его сердца". А подражая примеру его веры и благочестия - и своего сердца тоже.
Смоленск Православный №3 (2008)