13 марта 2011 г.

Таинство елеосвящения (соборования)

Проходя нелегкий для человеческого организма путь Великого поста со всеми его строгостями в отношении питания, совершая частые и длительные богослужения, борясь со своими страстями и пороками, верующий физически сильно устает, истощаются его телесные силы. Хотя, конечно, надо сказать, что для души это самое благодатное время и она, в противовес телу, от таких подвигов значительно укрепляется и всячески понуждает тело совершать этот подвиг до конца.
Такому подкреплению изнеможенного организма Церковь посвящает в средине поста Крестопоклонную неделю. Именно для этого выносится Святой Крест на середину храма, чтобы молящиеся и постящиеся люди, взирая на это победоносное Христово знамя, подкреплялись духом в середине поста и, преодолевая все трудности, дошли до конца этого подвижнического пути.
Но кроме этого подкрепления изнеможенного организма, в Православной Церкви выработалась традиция общего преподания во время Великого поста таинства Елеосвящения или Соборования.
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
   Другое название Таинства Елеосвящения - Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще "Святым елеем", "Елеопомазанием" и "Молитвомаслием", а также "Маслособорованием", - по собранию, "собору" пресвитеров, его совершающих.
   Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, "Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих".
   О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи.

Последование Таинства Елеосвящения
   Чин елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве “Отче святый...”, которую каждый раз произносит священник, когда крестообразно помазует елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон болящего. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву.
   Веществом Таинства служит освященное масло растительного происхождения, к которому из подражания милосердному Самарянину подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Зерна пшеницы не составляют вещества Таинства, но они символически служат изображением зародыша новой жизни — выздоровления и жизни по смерти тела — воскресения. Удостоившиеся Соборования освященный елей в дальнейшем используют для помазания тела и принятия внутрь при недомоганиях, этот же елей возливают на усопшего во время отпевания.

Таинство елеосвящения не совершается над:
  • некрещеными в православной вере, иноверцами;
  • младенцами до 7 лет;
  • бесноватыми;
  • приговоренными к смертной казни;
  • больными, находящимися в беспамятстве;
  • умершими.