13 февраля 2011 г.

Духовные основы древнерусской иконописи

Икона (от гр. - изображение, образ) - принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом - особым грунтом. Существуют придания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой.

Именно этой темой была озаглавлена воскресная встреча молодежного клуба. Почему же именно «древнерусской»? У каждого народа есть свои святыни – предметы (отделенные от обыкновенного), над которыми нельзя совершать кощунство, над которыми нельзя надругаться. На Руси к таким святыням относится икона. Нигде, ни в Византии, ни в Греции, ни в других православных странах икона не занимала такого значимого места в жизни народа, как на Руси. Причем не только как предмет сугубо церковный и богослужебный. Под иконами начиналась жизнь человека, под ними она подходила к земному концу.
 Во все времена считался изгоем человек, который позволял себе глумиться над памятью и верой предков, над плодами трудов духовных, материальных и ратных, над образами святых. Именно их лики на потемневших иконах позволяют нам  ощущать нравственный импульс, который идет из глубины веков и который позволяет прикоснутся к таинственному началу, которое именуется «Святая Русь».

Она была, есть и будет. Святая Русь – малое стадо (Лк. 12,32), малая толика молитвенников, утешителей и заступников. Но как велика мощь их духовного труда! В их числе не только святые, канонизированные Церковью. Это и сокрытые до времени подвижники, которые могли быть крепостными крестьянами, скромными сельскими учителями, земскими врачами и мастеровыми. Но всех их объединяют милосердие и христианская любовь к людям, которую заповедал Спаситель, и которая так сильно проявилась в русских людях. И не только в людях, но и в земном символе мира горнего, в материальном отображении - в древнерусской иконе
Казалось бы, столь трепетрное отношение к иконам должно переноситься на их создателей. Но никогда и нигде - ни в Византии, ни на Руси - изограф не считался творцом священных изображений. Он всегда воспринимался как рядовой служитель Церкви.
Православная икона - создание всего церковного общества. Отдельный иконописец является всего лишь выразителем общего, соборного разума Церкви. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: "...царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение, известное под названием Спас Нерукотворный.
На протяжении многих веков закладывались догматические и изобразительные принципы священных изображений в Православной церкви, а творцами иконописных канонов справедливо называют святых отцов, учителей Церкви и весь православный люд.
Тем не менее, роль отдельного иконописца велика. История оставила нам имена многих древнерусских иконописцев. Помимо преподобного Алипия, можно вспомнить его ученика, преподобного Георгия. Затем, в XIII веке, появляется имя святителя Петра, митрополита Московского, который по свидетельству современников, был "искусным иконописцем". Далее идут имена Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, Даниила Черного, Прохора с Городца, Алексы Петрова.


     На же наиболее известен преподобный Андрей Рублев. Исторических сведений о нем немного. Имя Андрея Рублева неразрывно связано с именем его "спостника" Даниила Черного. Впервые их имена упоминаются в связи с работой над росписью Успенского собора во Владимире (1408 г.). И до самой кончины Рублева, в течении двадцати лет их духовное единство стало примером и свидетельством истинной христианской любви. Сказание о двух иноках-иконописцах, записанное со слов игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона, приводит преподобный Иосиф Волоцкий:
    "Поведал нам о том честной старец Спиридон... чудесные и пресловущие иконописцы Даниил и ученик его Андрей... множество добродетелей имевших, усердно постившихся и пекущихся об иноческом жительстве, божественной благодати сподобившихся и в божественной любви преуспевших, чувственные очи всегда возводившие от вещей земных к написаным образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых....".
    Одна из самых известных икон, написанных преподобным Андреем Рублевым, "Троица Ветхозаветная". Возникшая в Византии приблизительно в 1410 году, до сих пор остается эталоном иконописи. 
   Икона являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха  и о жертвенном акте Сына Божия - Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти.


   Живописец, заканчивая картину, оставляет на полотне свою подпись. Это не просто подтверждение авторства, а знак ответственности за созданное произведение, которое призванно открывать границы мира душевных переживаний...
    Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей Лик явлен на иконной доске. Этим действием он подчеркивает, что икона - не выражение творческого "я", а священное изображение, которое свидетельствует о непреходящих истинах мира духовного... 
    Еще на Святой Руси было принято особо почитать икону Божией Матери, празднование которой приходилось на День рождения. Эта добрая традиция дошла и до наших дней. Вот и мы на молодежном клубе решили поделится историями обретения святых икон, особо почитаемых у каждого в семье. Получилась очень душевная беседа, ребята не только узнали о некоторых редких иконах, но и смогли к ним приложится.