2 марта 2010 г.

В чем главный смысл Поста?

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.

Согрешил Адам, вкусив плоды запретного дерева, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.

С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавшей прежде ни злобы, ни печали, стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного богообщения.

Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения погибших грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стемящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним воозрастанием духовным?

Однако для того чтобы непреткновенно шествовать по узкому ути спасения, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благотворной ревности - главный смысл пощения.

"Уклоняйся от зла и делай добро" (1 Пет. 3. 11). Эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить нам на протяжении Великого поста.

К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблужшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
Увы, нам, неразумным, и горе нам, лицемерным!

Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? Не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? Не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? Не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? Благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? Не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?

Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?

Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха.

"Тщетно ты радуешься, душа моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях, - воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога".

Митрополит Иоанн (Снычев)